На главную страницу
Скотт Келби. Adobe Photoshop CC - книга для цифровых фотографов
Оглавление
Little Problems
Исправление распространенных проблем
Использование инструментов Осветлитель и Затемнитель

В старых версиях Photoshop, когда мы хотели осветлять и затемнять, то должны были прыгать через ряд обручей (создавая специальные слои, используя режим смешивания, и проч.), потому что инструменты Dodge (Осветлитель) и Burn (Затемнитель) были... ну..., скажем лишь, они не были лучшими (и это очень мягко сказано). К счастью, еще в Photoshop CS5 Adobe обновил эти инструменты, полностью устранив проблемы, и теперь инструменты Dodge (Осветлитель) и Burn (Затемнитель) стали верными помощниками при повышении или понижении яркости различных частей изображения.

Шаг Один


Перед тем, как мы погрузимся в наш предмет, я хочу сообщить без обиняков, что делал бы осветление и затемнение в Camera Raw, используя инструмент Adjustment Brush (Корректирующая кисть) (и создавая эффект освещения и затемнения просто перемещением ползунка Exposure (Экспозиция)). Однако если вы уже находитесь в Photoshop и не хотите переключаться в Camera Raw, то вот что надо делать. В снимке, показанном здесь, свет несколько несбалансирован. Я хочу сделать центром внимания мшистую скалу на переднем плане, но самой яркой областью в снимке (областью, притягивающей взгляд), является небо и освещенные солнцем деревья - как раз то, к чему я не хочу привлекать внимание. В действительности почти весь передний план находится в тени, так что первое, что мы намерены осветлить (сделать ярче) - это скала и часть склона. Затем мы затемним освещенные солнцем деревья выше холма и небо (понизим их яркость). В общем, мы собираемся изменить приоритеты того, как в снимке падает свет. Кроме того, я не применяю инструменты Dodge (Осветлитель) и Burn (Затемнитель) непосредственно к оригинальному снимку. Вместо этого нажмите Ctrl+J (Mac: Command+J), чтобы дублировать слой фона. Это позволяет, если нам не понравится то, что сделано, ослабить эффект (понижая непрозрачность слоя) или вообще отменить эффект, удаляя слой.

Шаг Два

Активируйте инструмент Dodge (Осветлитель) (O) из панели инструментов (как показано здесь), и начните закрашивание области, которую вы хотите осветлить (в нашем случае мы начнем с закрашивания мшистой скалы на переднем плане - здесь показан курсор кисти в этой области закрашивания). При закрашивании держите нажатой кнопку мыши, потому что инструменты Dodge (Осветлитель) и Burn (Затемнитель) имеют свойство наслаивания - каждый раз, когда вы отпускаете кнопку мыши и снова начинаете закрашивание, величина, установленная в Dodge (Осветлитель) (или в Burn (Затемнитель)) наращивается (в каждом проходе).

Шаг Три

Отпустите кнопку мыши и снова закрасьте ту же область мшистой скалы, и увидите, как возрастет ее яркость. Помните следующее. Пока кнопка мыши удерживается нажатой, вы закрашиваете одним уровнем яркости. Отпустите кнопку мыши, затем щелкните-и-закрасьте ту же область снова, и вы закрасите яркостью поверх начальной яркости, добавив яркость к имеющейся, и так далее (это походит на полировку серебряного блюда - чем больше раз его полировать, тем ярче оно делается). Теперь взгляните, насколько ярче стала скала по сравнению с исходным изображением в Шаге Один. Вслед за этим давайте поработаем над холмом как раз выше скалы.

Шаг Четыре

Начните закрашивать склон, чтобы его осветлить (повысить яркость), но все время удерживайте нажатой кнопку мыши, чтобы закрасить только один уровень яркости поверх прежнего. Теперь, прежде чем переключиться на затемнение деревьев, освещенных солнцем, и неба, взгляните на панель параметров инструментов для этого инструмента, и увидите, что мы осветляем только Midtones (Средние тона) (и именно в них я обычно делаю осветление и затемнение), но если вы хотите, чтобы инструмент влиял только на светлые или теневые области, можно выбрать соответствующую опцию из всплывающего меню Range (Диапазон). Кроме того, величина Exposure (Экспозиция), равная 50 %, отлично подходит для чего-то вроде этого снимка, но если я работаю с портретом, то обычно выбираю ее намного меньше - приблизительно 10-15 %.

Шаг Пять

Теперь переключимся на затемнение. Во-первых, начните с дублирования верхнего слоя быстрой клавишей Ctrl+J (Mac: Command+J). Итак, на данном этапе у вас есть фоновый слой с оригинальным нетронутым изображением, средний слой с повышенной яркостью (я переименовал его в Dodge Layer (Осветленный слой) для облегчения восприятия) и вверху -копия слоя повышенной яркости - копия, которую мы собираемся затемнить (я назвал ее Burn Layer (Затемненный слой)). Сохранение правки на отдельном слое имеет то достоинство, что если вам не нравится эффект затемнения, можно ослабить его, понижая непрозрачность, или вообще удалить его, не теряя осветление, которое сделано на слое ниже этого. Теперь откройте инструмент Burn (Затемнитель) (как показано здесь) и закрасьте им небо и яркие деревья. Затемнение этих областей снимает с них центр внимания и переносит его на скалу. (Понимаете вы это или нет, но закрашиваете вы светом. Круто!)

Шаг Шесть

Давайте затемним небо немного сильнее, повторно закрашивая его затемни-телем. Только помните - во время закрашивания держите кнопку мыши все время нажатой, или часть неба станет темнее, а другая часть может иметь два более темных оттенка (там, где накладываются два прохода). И еще одно: в панели параметров инструментов имеется окошко для галочки Protect Tones (Защитить тона). Включение этой функции помогает держать неискаженным цвет областей, подвергаемых осветлению и затемнению, так, что они становятся только более яркими или более темными, без потерь в светах и без насыщения цветов. Я всегда оставляю эту функцию включенной, особенно когда осветляю и затемняю портреты (то есть когда эта функция наиболее полезна). Ниже показано состояние До/После, и хотя обычно я вношу едва заметные осветления и затемнения, здесь я пошел дальше, чем обычно, только чтобы ясно показать эффективность инструментов осветления и затемнения.

 
На главную страницу