На главную страницу
Скотт Келби. Ретушь портретов с помощью Photoshop для фотографов
Оглавление
Ретуширование за 5 минут

Когда на ретуширование изображения отведено всего пять минут (как правило, это случается тогда, когда нужно отретушировать целый пакет изображений), к организации процесса нужно подойти разумно. Не следует углубляться в детали — надо лишь позаботиться о том, чтобы основные фрагменты портретной фотографии выглядели наилучшим образом. Вам придется пойти на компромисс, выбрав из списка не все пункты, которые вам хотелось бы исправить в изображении, а лишь те из них, на исправление которых есть время. Впрочем, можно успеть сделать и больше за отведенные пять минут, если использовать автоматизированные операции и графический планшет.

Шаг 1

Перед нами исходное неретушированное изображение. После быстрого просмотра изображения у меня появились такие соображения на счет его ретуширования за 5 минут: 1) нужно осветлить глаза и глазные впадины; 2) удалить основные дефекты кожи; 3) удалить путем клонирования пряжки бюстгальтера, которые выглядывают из-под шлеек платья; 4) разгладить кожу; 5) разгладить складки платья на правом боку; 6) наконец, потребуется усилить резкость в области глаз и резкость изображения в целом. На устранение этих шести проблем есть у меня всего 5 минут. А это означает, что некоторые действия придется выполнить за 30 секунд, чтобы на устранение других проблем осталось по 1 минуте. Сильно не переживайте, если не вложитесь в первый раз в 30 секунд (и весь процесс займет у вас 5,5 минут). Поскольку, скорее всего, вам придется отретушировать двадцать изображений подряд, думаю, что работа над последними фотографиями пойдет быстрее и вы вложитесь уже в 4,5 минуты вместо пяти. Итак, начнем...

Шаг 2

Сначала займемся глазами и глазницами и осветлим соответствующие фрагменты, как мы делали это в главе 1. Увеличьте масштаб фрагмента с изображением глаз, скопируйте фоновый слой изображения и измените режим наложения созданного слоя на Screen (Осветление), чтобы сделать светлее все изображение. Скройте осветленный слой с помощью черной маски, задайте белый цвет в качестве основного на панели инструментов и кистью среднего размера с мягкими краями зарисуйте изображение глаз и глазниц (как показано на рисунке, где я зарисовал изображение правого глаза). Знаю, пока изображение выглядит так, будто девушка заснула в солнечных очках в солярии, но через пару секунд мы все исправим.

Шаг 3

Уменьшите непрозрачность осветленного слоя так, чтобы осветленные фрагменты хорошо вписывались в изображение (в данном случае я уменьшил значение непрозрачности слоя до 52%). Если на изображении остались видимые края переходов с осветленного фрагмента кожи на другие участки, то в этом случае потребуется изменить основной цвет на панели инструментов на черный и зарисовать эти края на маске кистью с мягкими краями. Скорее всего, при этом потребуется также уменьшить непрозрачность кисти. У нас нет времени на тщательное и детальное ретуширование глаз, поэтому ограничимся лишь описанными действиями. В целом изображение стало выглядеть значительно лучше, чем на шаге 1. На этом этапе можно было бы объединить все слои в один (воспользовавшись комбинацией клавиш <Ctrl+Е>, ведь у нас всего 5 минут на ретуширование этого изображения и изменять прошлые действия не будет времени. Поэтому выполнять сведение слоев можно, почти не задумываясь. Далее в этом примере мы так и будем работать: объединять слои и продолжать ретуширование.

Шаг 4

Вновь скопируйте фоновый сдой изображения и выберите инструмент Healing Brush (Восстанавливающая кисть). Удерживая нажатой клавишу <Alt>, выберите для ретуширования источник клонирования на чистом фрагменте кожи, расположенном рядом с морщиной, которую требуется удалить. Удалите все морщины под глазами модели, как мы делали это в главе 2. Используйте кисть небольшого размера и работайте очень аккуратно, чтобы не задеть ресницы, поскольку подправлять ресницы мы не собираемся. Полностью удалите как можно больше морщин за максимально короткое время. Поскольку на следующем шаге мы частично восстановим все эти морщины, то не старайтесь удалять их идеально.

Шаг 5

На панели Layers (Слои) уменьшите непрозрачность редактируемого слоя, чтобы немного восстановить морщины и тень под глазами. В результате изображение будет выглядеть более естественно. Если на фотографии заснят человек более пожилого возраста, то не оставляйте значение непрозрачности слишком высоким, иначе его лицо будет выглядеть неестественно. Чем старше человек, тем больше морщин должно быть на его лице. Ваша задача заключается в том, чтобы сделать его на десять лет моложе, но никак не на сорок. Ретуширование глаз и области вокруг глаз (довольно важная часть ретуширования) завершено. Теперь избавимся от проблемных фрагментов кожи, как мы делали в первом разделе главы 2.

Шаг 6

Вновь выполните сведение слоев и с помощью инструмента Healing Brush (Восстанавливающая кисть) удалите проблемные фрагменты на коже. Удерживая нажатой клавишу <Alt>, выберите источник клонирования на чистом фрагменте кожи рядом с проблемным участком, как показано на рисунке. Выберите размер кисти чуть больше проблемного фрагмента и щелкните на нем левой кнопкой мыши. Не стоит на данном этапе беспокоиться о мелких дефектах, поскольку они будут скрыты на этапе разглаживания кожи. Просто позаботьтесь о самых крупных дефектах кожи, чтобы выполнить этот этап довольно быстро. В процессе ретуширования удалите также мимические складки от улыбки по обе сто роны рта.

Шаг 7

Проблемные области на коже можно удалить за 15 секунд, а затем с помощью мазков кисти того же инструмента — убрать мимические складки. На данный этап нужно отвести больше времени, поскольку мы отретушировали лишь одну часть лица модели, а потратили целых 15-20 секунд.

Шаг 8

Продолжайте удалять дефектные фрагменты, перемещаясь по фотографии последовательно сверху вниз, чтобы не пропустить ни одного важного участка. Добравшись до шеи и груди, не забывайте удалять только самые заметные дефекты, поскольку более мелкие будут удалены в процессе разглаживания кожи. Сейчас на них не стоит тратить драгоценное время. На рисунке я только что убрал несколько самых крупных проблемных точек справа, перешел к центру груди и собираюсь заняться левой ее частью. Кроме того, на данном участке заметны фрагменты кожи, которые существенно светлее остальных (будто неделю назад в этих местах кожа облезла от солнечного ожога). Удалите эти фрагменты с помощью инструмента Healing Brush, если они достаточно малы. Если же эти участки окажутся большими, используйте метод, описанный в разделе " Согласование оттенков кожи" главы 2.

Шаг 9

Вам нужно решить, будете ли вы выполнять этот этап или пропустите его, поскольку он отнимет больше минуты. Видите небольшие металлические пряжки от бюстгальтера, которые выглядывают из-под шлеек платья? Они отражают свет и отвлекают внимание зрителя от основного объекта съемки. Если вас это не беспокоит, то переходите прямо к шагу 1 3. Если же этот нюанс раздражает вас так же, как и меня, то воспользуйтесь инструментом Lasso (Лассо) и быстро выделите этот фрагмент. Точность выделения важна только в той области, где пряжка прилегает к шлейке платья. Ткань не должна попасть в выделенную область, как показано на рисунке. Как рассказывалось в главе 6, эта выделенная область создается для того, чтобы в процессе редактирования мы изменили изображение только в ее пределах, не беспокоясь о том, что изменим другие фрагменты, которые изменять не требуется. Так что, выделив этот фрагмент, мы можем не беспокоиться о том, что случайно зарисуем шлейки платья.

Шаг 10

С помощью инструмента Clone Stamp (Штамп) выберите пиксели для клонирования с чистого фрагмента кожи в непосредственной близости от неудачного фрагмента. Поскольку пряжка находится в тени, то я выбрал пиксели для клонирования немного ниже выделенной области. На рисунке источник клонирования обозначен крестиком, поэтому вы сможете визуально оценить, насколько близко от проблемного участка я выбрал пиксели для клонирования. Теперь зарисуйте выделенную область. На все у нас уйдет лишь несколько секунд. И это благодаря тому, что мы предварительно выделили дефектный фрагмент. В противном случае пришлось бы работать очень аккуратно, чтобы не зарисовать лишние фрагменты, и использовать при этом кисть небольшого размера. А так можно взять кисть среднего размера и быстро удалить пряжку.

Шаг 11

А теперь поговорим о том, почему я считал этот шаг сложным и рекомендовал всем желающим его пропустить (я ведь не зря так говорил). Работа над левой пряжкой станет для вас настоящим ночным кошмаром. Учитывая закрывающие пряжку волосы, с этим фрагментом пришлось бы повозиться. Но времени у нас в обрез, поэтому я перешел к плану "Б": решил прикрыть пряжку шлейкой платья. Этот шаг нельзя назвать идеальным, но все же он поможет скрыть объект, отвлекающий внимание зрителя. Как и в предыдущем случае, с помощью инструмента Lasso (Аассо) выделите левую пряжку, как показано на рисунке.

Шаг 12

Вернитесь к инструменту Clone Stamp. Выберите пиксели для клонирования на шлейке платья (в сантиметре или двух ниже дефектного фрагмента). Зарисуйте выделенную область. Таким образом, вы как бы расширите черную шлейку. При этом вы удалите ряд волосков с выделенного фрагмента, но я ведь предупреждал о том, что это решение будет не идеальным. Это компромисс, на который нужно идти в условиях ограниченного времени, когда вы не можете уделить изображению больше внимания, поскольку своей очереди ждут еще девятнадцать таких же фотографий. Так вот, я и решил удалить часть локона, поскольку визажист не устранил эту проблему при подготовке к съемке. Лично я за то, чтобы большинство проблем устранять непосредственно на съемочной площадке и не возиться потом с ретушированием в программе Photoshop. Если бы все было сделано вовремя, то все эти действия мы могли бы пропустить.

Шаг 13

Теперь немного разгладим кожу модели, как мы делали это во втором разделе главы 2. Поскольку времени у нас очень мало, мы проигнорируем совет не использовать фильтры размытия. Но после размытия кожи обязательно максимально восстановим ее естественную текстуру. Так что по завершении ретуширования фотография будет выглядеть вполне пристойно. Скопируйте фоновый слой изображения (вы ведь помните, что для экономии времени мы объединяем слои изображения после каждого этапа ретуширования?) и размойте его на 2 0 пикселей с помощью фильтра Gaussian Blur (Размытие по Гауссу). Уменьшите непрозрачность редактируемого слоя до 5 0%, чтобы хорошо видеть эффект размытия. (Не беспокойтесь — мы не оставим непрозрачность на уровне 50%. В данном случае это значение используется временно, чтобы нам было легче визуально оценить, какие области изображения уже разглажены, а какие — нет.) Создайте черную маску слоя, чтобы полностью скрыть эффект размытия.

Шаг 14

Задайте белый цвет в качестве основного на панели инструментов и зарисуйте инструментом Brush (Кисть) все фрагменты лица, которые требуется разгладить. Оставьте черными фрагменты маски, соответствующие тем фрагментам изображения, которые разглаживать не нужно (глаза, ноздри, волосы, губы и т.п.). Используйте кисть среднего размера с мягкими краями и непрозрачностью 100%, так как с помощью маленькой кисти вы никогда не справитесь с поставленной задачей за несколько секунд.

Шаг 15

Зарисовав большую часть изображения, щелкните на миниатюре маски на панели Layers (Слои), удерживая нажатой клавишу <Alt>, чтобы отобразить маску на весь экран, как показано на рисунке. Теперь вы сможете легко обнаружить все пропущенные фрагменты (белым цветом на маске обозначены области, которые будут размыты). Вам предстоит закрасить множество небольших черных фрагментов (например, в центре правой щеки модели). Кроме того, на данном изображении я полностью пропустил фрагмент кожи слева от левого глаза. Удерживая нажатой клавишу <Alt>, несколько раз щелкните на пиктограмме маски, чтобы последовательно переключиться от просмотра маски к просмотру цветного изображения и обратно. Это поможет найти все пропущенные фрагменты и убедиться в том, что вы не зарисовываете области, которые должны оставаться четкими.

Шаг 16

Зарисовав все фрагменты, щелкните на миниатюре маски, удерживая нажатой клавишу <Alt>, чтобы вернуться к работе с цветным изображением. Пришла пора восстановить на изображении важные детали. Мы рисовали при значении непрозрачности верхнего слоя 50%, но это значение вовсе не окончательное. Оно выбрано для того, чтобы визуально было легче увидеть, какие фрагменты уже закрашены, а какие еще требуется закрасить. При такой непрозрачности верхнего слоя изображение кожи полностью размыто и сама кожа кажется пластиковой, поскольку на ней отсутствует какая-нибудь текстура. Наша задача заключается в том, чтобы как можно меньше уменьшить непрозрачность верхнего слоя, сохранив кожу достаточно гладкой, но при этом максимально восстановив текстуру кожи. Как правило, нужное значение непрозрачности колеблется в диапазоне от 25 до 35%. В данном случае я уменьшил непрозрачность слоя до 30% и увеличил масштаб изображения. На рисунке к этому шагу естественная текстура кожи уже хорошо заметна. Если сможете уменьшить непрозрачность слоя до 20% и при этом кожа модели покажется вам достаточно разглаженной — тем лучше. Выбор значения непрозрачности слоя будет зависеть от индивидуальных особенностей кожи модели.

Шаг 17

Пришло время заняться удалением нежелательных складок на платье. Объедините все слои и выполните команду Filter > Liquify (Фильтр > Пластика). Выберите инструмент Forward Warp (Деформация) и воспользуйтесь методом удаления складок на одежде, описанным в главе 6. Главным нюансом этого приема является выбор кисти, размер которой чуть больше дефектного фрагмента, т.е. при вытягивании/прижимании любой складки кисть должна быть чуть шире этой складки. При изменении крупных фрагментов соответственно увеличивайте размер кисти.

Шаг 18

На этом изображении мне хотелось бы внести два исправления. Посмотрите на рисунок к шагу 17, и вы заметите, что платье модели немного прогнулось с правой стороны в области груди. Из-за этого грудь выглядит плоской. Увеличивать грудь мы не станем, но вытянуть прогнувшийся фрагмент платья все же хочется. Воспользуйтесь большой кистью и вытяните этот фрагмент, чтобы левая грудь по форме была максимально похожа на правую. Главная сложность здесь заключается в том, что при работе с такой большой кистью трудно откорректировать фрагмент, не исказив при этом правую руку модели. Сравните изображение с подправленным платьем с изображением к шагу 17, и вы заметите разницу. После этого можно приступить к ретушированию мелких складок, которые расположены ниже. Уменьшите кисть до нужного размера, прижимайте складки и выравнивайте "углубления" между ними. Постоянно изменяйте размер кисти соответствующим образом и работайте очень короткими и аккуратными мазками, иначе следы ретуширования будут очевидны. На рисунке к этому шагу я убрал приблизительно 2/3 складок на правой стороне платья.

Шаг 19

Таким же образом удалите складки и на левом боку модели. Раз уж мы работаем в диалоговом окне фильтра Liquify (Пластика), то я бы немного усилил изгиб бедра модели слева, чтобы он соответствовал изгибу с правой стороны, как показано на рисунке. Щелкните на кнопке ОК, чтобы сохранить внесенные изменения и закрыть диалоговое окно фильтра Liquify.

Шаг 20

На данном этапе можно усилить резкость фотографии в целом, используя метод, описанный в разделе "Усиление резкости портретной фотографии" главы 2. Поскольку перед нами фотография девушки, то нам нужно избегать усиления резкости в области кожи и при этом значительно улучшить резкость всех остальных фрагментов. На панели Channels (Каналы) выберите канал красного цвета и применяйте фильтры усиления резкости именно к этому каналу(поскольку в нем практически не содержится информация о текстуре кожи). Это позволит усилить резкость изображения в целом и не выделять сильнее текстуру кожи. Так как усиление резкости будет ограничено одним каналом красного цвета, в диалоговом окне фильтра Unsharp Mask (Контурная резкость) можно выбрать более высокие значения, чем обычно: Amount (Эффект) — 12 0%, Radius (Радиус) — 1, Threshold (Изогелия) — 3.

Шаг 21

На панели Channels (Каналы) выделите композитный канал RGB, чтобы вернуться к работе с цветным изображением. На панели инструментов выберите инструмент Sharpen (Резкость) и (как описано в последнем разделе главы 1) несколько раз перетащите курсор на изображении глаз модели, как показано на рисунке, чтобы завершить ретуширование изображения. Глядя на изображение, вы подумаете, что мы что-то пропустили. И будете правы. Имея в распоряжении только 5 минут на каждое изображение, мы исправляем только то, что успеем исправить, и переходим к работе с другой фотографией. Поэтому на рассматриваемом изображении мы исправили лишь основные недостатки и сделали это максимально быстро и эффективно. Посмотрите на часы — за сколько вы справились? Если вышло 7 или 10 минут, не огорчайтесь (и не забудьте сделать скидку на то, что вам нужно было время, чтобы собраться и вникнуть в суть дела). Повторенье — мать ученья. В данном случае это так и есть. Чем больше изображений вы отредактируете подобным образом, тем быстрее у вас будет все получаться. Вам придется все реже и реже заглядывать в книгу, чтобы вспомнить, что нужно делать дальше, и скорость обработки изображений существенно увеличится. Вы и глазом не успеете моргнуть, как вложитесь в четыре минуты вместо пяти.

 
На главную страницу